Об истории храма («Троицкое слово» №3, 2003)

21005_originalПредисловие

Старинные фотографии панорамы Верхнеудинска наглядно показывают, что если бы мы оказались в XIX столетии, то одним из самых замечательных архитектурных строений уездного центра Западного Забайкалья была Свято-Троицкая кладбищенская церковь. Это сегодня она стоит за многоэтажными каменными домами, и лишь сияющий на солнце золотой крест колокольни указывает на наличие храма Божиего.

 

А тогда, два столетия тому назад (и до середины XX века) величественный силуэт храма возвышался на пустынном косогоре. От центральной площади Верхнеудинска с уникальным Гостиным двором, зданием Присутственных мест и прочими строениями городового управления вел Нерчинский (Московский) тракт, огибая стороною городское кладбище. В центре его и возвышалась Свято-Троицкая церковь, органически входившая в комплекс доминантных строений Верхнеудинска.

Сюда, на кладбище, никогда не зарастала народная тропа. Поэтому Свято-Троицкий храм был единственным в Улан-Удэ местом, где власти долго не решались объявить о его закрытии. Более того, община её значительно увеличилась за счет притока верующих христиан из других, уже закрытых церквей города и республики. Церковно-приходской Совет даже брал на себя гражданскую смелость защищать другие закрываемые богоугодные заведения, причем не только христианские. На обоснованные жалобы прихожая властям БМАССР не раз приходилось оправдываться за свои самоуправства перед ВЦИК СССР. Если бы не закрытие Свято-Tpoицкой церкви в 1940 году, то через 5 лет храм обрел бы государственную поддержку на дальнейшую деятельность. Если бы не эти печальные 5 лет, то можно было бы констатировать, что с самого дня своего открытия Свято-Троицкая кладбищенская церковь не закрывалась вообще. Однако храм был закрыт, причем самым последним по всей Бурят-Монгольской АССР. В 1945 году открыли Вознесенский храм за Удой, поскольку пяти лет хватило властям для того, чтобы превратить Свято-Троицкий храм в руины, а кладбище — в городской парк «культуры и отдыха». На могилах предков теперь крутились карусели, проводились аттракционы, гремела «бесовская» музыка, ублажая души и тела оторванной от христианства молодежи.

Однако век разгула и осквернения святынь продолжался недолго. Через 40 лет краеведы и православные граждане сумели вернуть поруганный храм прихожанам и начали его реставрацию. Общественные работы, проводимые бескорыстно и на добровольной основе, стали символом единения народа с церковью, возрождения православия в Бурятии. Первое богослужение состоялось 28 декабря 1991 года, на следующий год водрузили первый крест на куполе храма, а первый благостный звон девяти колоколов раздался 14 сентября 1994 года. Храм сразу же стал центральным по всей республике: здесь располагалось Бурятское благочиние Читинской и Забайкальской епархии РПЦ, позднее переведенное во вновь открытый Свято-Одигитриевский кафедральный собор.

Сегодня Свято-Троицкий храм продолжает расширять свою деятельность. Практически завершилась реставрация главного придела, благоустраивается территория бывшего городского кладбища, увеличивается численность общины, новая власть города и республики более внимательно относится к делам и заботам верующих. В день памяти Святителя Иннокентия Иркутского, 9 декабря 2000 года, Преосвященнейший Евстафий, епископ Читинский и Забайкальский, освятил полным, архиерейским, чином придел во имя Святителя Иннокентия, Иркутского чудотворца. Это было первое освящение церкви полным чином в Бурятии за многие последние десятилетия. 2 марта 2002 года Преосвященнейший Евстафий провел уже Великое освящение Троицкого придела Свято-Троицкой церкви. В 2001 году православная община церкви при поддержке ООО «Эгрегор» начала выпуск первого в республике и епархии Духовного историко- краеведческого альманаха «Троицкое слово Забайкалья». Президент РБ Л.В. Потапов в своем приветственном слове выразил уверенность, что это издание станет значительным событием в духовной и культурной жизни нашей республики и соседней Читинской области. Оно свидетельствует о возвращении народа к своим корням и истокам, к Вере своих отцов и дедов. Преосвященнейший Евстафий, епископ Читинский и Забайкальский, сказал, что это церковное издание облегчит искания тех людей, которые ищут дорогу к Богу, дорогу к храму, дорогу к истине, к радости уготованной всем любящим Господа.

I. Начальный этап истории храма

Несмотря на то, что Свято-Троицкий (Троице-Кладбищенский) храм был третьим по счету каменным церковным зданием Верхнеудинска (1798 -1809 гг.), начальный этап его истории хорошо прослеживается до второй половины XVII столетия.

Известно, что Удинский острог, основанный русскими казаками-землепроходцами в 1666 году, долгое время не имел собственного храма. Только в 1695 году требования жителей крепости были удовлетворены. Заготовленный три года назад строевой лес был использован на возведение за короткие сроки церкви во имя Всемилостивого Спаса Нерукотворного Образа (Древние церковные грамоты… — Казань, 1875. — С. 73-74). Судя по «Чертежу земли Иркуцкаго города» С.У. Ремезова (1701 г.), она представляла типичный образец храмового строительства того времени (пример — Зашиверская церковь).

Однако тот же чертеж в стороне от острога и жилой слободы размещает шатровую часовню, о которой С.У. Ремезов пишет: «у города часовня». Аналогичные часовни, между прочим, изображены за стенами Селенгинского и Иркутского острогов. Особенно характерный абрис этой часовни левее крепостных стен Удинска передан в «Орографической книге Сибири» того же автора за 1690 год, когда желание гарнизона о сооружении Спасской церкви еще находилось на стадии обсуждения епархиального начальства в Тобольске. По нашему мнению, это кладбищенские часовни, характерные для селений русских старожилов прошлых веков. Именно в этом месте обнаружены захоронения казаков и посадских людей в лиственничных колодах, датированные XVII столетием (Тиваненко А.В., 1995, с. 48,54-56). В памяти жителей старого Верхнеудинска в XIX столетии сохранялась молва, что здесь было «старое кладбище». Вероятно, оно принадлежало посадским людям христианского вероисповедания, так как по другую сторону острога (выше по течению р. Уды) находилось другое кладбище — «башкир, бывших здесь во дни оны на кордонной службе» (т.е. на казачьей в острожном гарнизоне) (Паршин Н.В.. 2001. с. 29-30).

Согласно «Древней Российской Вивлиофики» за 1791 год, одна из древних деревянных церквей Удинской слободы «перенесена на другое место, где ныне кладбище, а вместо оной построена каменная, в 1770 году» («Древняя Российская Вивлиофика», с. 330). Дата 1770 года совпадает с датой освящения первого этажа Свято-Одигитриевского кафедрального собора — 27 мая 1770 года (Жалсараев А.Д., 2001. с. 235). Следовательно, речь идет о перенесении на старое казачье кладбище здания первоначального Свято-Одигитриевского собора (ранее именовавшемся Богородице-Владимирским). И действительно, на плане Удинска середины XVII века накануне градостроительной перестройки (Тиваненко А.В., 1995. с. 68, рис. 14) мы видим некое храмовое строение на месте нынешней Свято-Троицкой церкви. Поскольку две другие церкви (Спасская и Петро-Павловская) сгорели, то «кладбищенская» церковь в конце XVIII века являлась единственным храмовым строением, сохранившимся с рубежа XVII — XVIII столетий. К концу XVIII века она же была заменена каменным Свято-Троицким кладбищенским храмом. Видимо, поэтому этот храм, как правопреемник старой Свято-Одигитриевской церкви, вплоть до советского времени считался приписной церковью Свято-Одигитриевского кафедрального собора. Но в любом случае доказывается, что Свято-Троицкий кладбищенский храм (в XVII веке — часовня) изначально стоял на казачьем кладбище близ стен острожной крепости.

II. Организация Верхнеудинского городского кладбища

По канонам православия умерших граждан следовало хоронить в «освященной» земле, то есть поблизости от церквей. Поэтому до 1772 года покойников погребали при всех Верхнеудинских храмах — Спасском, Петропавловском, Богородице-Владимирском и Одигитриевском соборе. Ограды церквей служили как бы небольшими кладбищами; иногда хоронили даже в самих церквах, под полом. Однако город Верхнеудинск рос довольно быстро, и в церковных оградах не хватало места, чтобы вместить всех умерших. Поэтому при церквах постепенно начинают хоронить главным образом лиц, связанных с данной церковью: священников, купцов-вкладчиков, жертвовавших крупные суммы для строительства, ремонта или приобретения утвари для Божьих храмов, представителей городской администрации.

После императорского указа 1772 года возникают первые так называемые общие кладбища. По новым правилам городские кладбища должны были отстоять не менее чем в 100 саженях (213 м) от жилых построек. Наиболее благоприятными местами в санитарном отношении для кладбищ считались возвышенные участки местности с песчаной почвой или хрящом. Глубина могил по русским законам XIX в. составляла 1,7 -1,8 м, а расстояние между могилами — до 1,2 м. Детские могилы разрешалось располагать теснее и копать до меньшей глубины (Жалсараев А. Д., 2001, с. 246-247).

По данным Н.В. Паршина, новое городское кладбище было отведено рядом со старым, где погребались православные, умершие в больнице. Вероятно, речь идет о самом первом погосте, находившемся еще при первой острожной часовне. Здесь во время землеройных робот вскрывались захоронения в лиственничных колодах, что являлось практикой XVII столетия. Когда вокруг Свято-Троицкой церкви стали сооружать ограду, то некоторые могилы с крестами старого погоста не попали на территорию вновь учреждаемого городского кладбища. На нем (при Свято-Троицкой церкви) «граждане Верхнеудинска после разных треволнений в житейском море почат вечным сном». Восточнее него, в непосредственной близости, существовало небольшое татарское кладбище, «на котором были похоронены члены семейства татарина Ахура, в прежние времена торговавшего в Верхнеудинске». Впрочем, во времена Н.В. Паршина (около 1865 года) оно лет десять как бездействовало и практически было уничтожено. «Частокол, которым было обнесено кладбище, и могильные срубы начали от времени разваливаться, а потому нашелся какой-то добрый человек, который ограду и срубы изрубил на дрова!..». Ближе к реке Уде, но выше по ее течению возле старого Нерчинского (Московского) тракта, в сосновом лесу еще к середине XIX столетия встречались такие же развалившиеся срубы еще одного Верхнеудинского кладбища. По преданию, на нем были погребены башкиры, служившие когда-то в городе на кордонной службе (Паршин Н.В., 2001, с. 29-30).

II. Строительство храма

Третья каменная церковь Верхнеудинска, построена в 1798-1809 годах. Три ее престола освящены: в «холодном» храме — во имя св. Троицы (1816 г.); в «теплом» северном приделе — Покрова Божией Матери (1818 г.); в южном — святителя Иннокентия, Иркутского чудотворца (1856 г.) (НАРБ, ф. 186, oп. 1, д. 216, л. 3).

Церковь возведена на кладбище, на возвышенной части городской территории, восточнее рыночной площади, и поэтому стройный силуэт здания был хорошо виден из любой точки Верхнеудинска. Наряду с двумя другими — Свято-Одигитриевским собором и Спасской церковью — храм являлся высотной доминантой панорамы старого города и благодаря своему удачному расположению включался и в состав архитектурного ансамбля уездного центра.

По мнению специалистов, архитектура Свято-Троицкой церкви своеобразна, но вместе с тем в ней много традиционного, общего с более ранними православными храмами Забайкалья. Черты сходства четко прослеживаются в ярусной обработке центральной главы, главок алтаря и приделов. В них нашли отражение традиции, восходящие к культовому зодчеству Северо-Восточной Руси XVIII в. с его своеобразной трансформацией барочных элементов. Завершение колокольни сочетанием купола и шпиля также является вариантом ставших традиционными образов ранней церковной архитектуры.

Пластическая обработка стен сдержанна. Хорошо видно, что здание Свято-Троицкого храма строилось в период смены в архитектуре стиля барокко классицизмом, утверждение которого в Сибири несколько запоздало. Поэтому в трактовке деталей фасадов соседствуют формы провинциального барокко и наивного классицизма. Главное достоинство Свято-Троицкой церкви заключается в стройности и изяществе, усиленное особенно выигрышным местоположением на возвышенной части центра города Верхнеудинска (Минерт Л.К., 1983а, с. 25-26).

Начинал строительство храма верхнеудинский купец Василий Пахолков, а завершал его купец Афанасий Налетов (Жалсараев А.Д., 2001, с. 248).

IV. Особенности архитектуры здания

В целом объемно-пространственная композиция Свято-Троицкой церкви относится к типу, вариантами которого являются два других более ранних храма города Верхнеудинска • Свято-Одигитриевский собор и Спасская церковь. Но особенность архитектуры состоит в наличии двух боковых приделов к колокольне и трапезной, причем северный придел и трапезная составляют единую площадь молельного зала, а южный придел соединен с ним тремя арочными проемами.

Эта особенность стала возможной потому, что Свято-Троицкую церковь строили в две очереди. Сначала возвели без южного придела. Поэтому на начальном этапе храм был ассиметричным против композиционной оси здания. То, что сегодня является арочными проемами в южной придел, представляло три больших окна. Южный придел построили лишь в 1850-х годах.

Свято-Троицкий придел церкви имеет в плане почти равный квадрат 10,20 х 10,60 метров. Завершается сомкнутым сводом с восьмиугольным фонарем. Лестницы в толще стен северо-западной стороны вели на хоры и колокольню. Пол из лещадных плит впоследствии выкрасили охрой, поверхности стен и сводов побелили известью. Интерьеры церкви росписей не имели. Главными декоративными элементами являлись иконостасы, покрашенные кармином, с позолоченной резьбой деталей (НАРБ, ф. 248, оп. 3, д. 39, л. 172-174,218; д. 163, л. 238-240).

Колокольня также квадратная в плане (8,80 х 8,80 м) и почти полностью охватывается объемами приделов, незначительно выступая из плоскости западного фасада. Два яруса колокольни также квадратные в плане, но два следующих — восьмиугольные. Ярус звона прорезан арочными проемами. На сводчатое перекрытие первого яруса ведет лестница в толще стены. Далее, на площадке третьего и четвертого ярусов, лестница уже деревянная с перилами.

Изначально Свято-Троицкая церковь имела 5 колоколов, причем вес самого большого из них достигал 32 пудов. Сегодня установлено 9 колоколов.

Нижний этаж колокольни, как обычно, служил в качестве паперти. Над главным входом перед колокольней выступает арочная сень на квадратных каменных столбах.

Габариты всего здания храма составляют 24.40 х 40.20 метров. Во время реставрационных работ 70-80-х годов XX века обнаружено подвальное помещение, которое нами исследовано лишь под папертью. Основную площадь его заполняли кирпичные склепы захоронений, правда, с изъятыми останками погребенных. По неподтвержденным сведениям отсюда в юго-западную сторону вел и некий подземный ход. Впоследствии отверстие в подвальное помещение было замуровано при воссоздании лестницы на паперть под арочной сенью.

V. Воспоминания верхнеудинцев о церкви

В старинных описаниях города Верхнеудинска достойное место отводится и Свято-Троицкой кладбищенской церкви. Например, забайкальский краевед и педагог Н.В. Паршин (1830-1878) говорит о ней как о бесприходной, но подчеркивает, что после построения южного придела церковь преобразилась и «в целом получила лучший вид». По его словам, жители города были уверены, что при храме имелся «колодезь» глубиною до 40 саженей (около 85 метров). Но это, скорее всего, описка, ибо представляет колодец весьма значительных размеров. Самый глубокий колодец в Якутии 52 саженей (около 111 метров), вырытый в толще вечной мерзлоты, относится к чудесам Сибири. В условиях Верхнеудинска более приемлемо говорить не о саженях, а о аршинах, что также само по себе относится к числу рекордных глубин. Интересно, что слух о месторасположении этого колодца совпадает с мнением тех же старых верхнеудинцев XIX столетия о существовании при Удинском остроге (находившемся неподалеку от нынешней Свято-Троицкой церкви) тайника — то есть подземного хода к реке Уде за водою. Будто бы некий городничий, «заклятый враг археологии», приказал сломать обветшавшие крепостные стены и завалить тайники под предлогом, что в них могут укрываться беглые (Паршин Н. В.. 2001, с. 27-28; Гирченко В.П., б/г., с. 4). Согласно нашим исследованиям, дело происходило в 1812 году, когда верхнеудинский городничий П.К. Решетников принял решение сломать все старинные здания и сооружения города, пришедшие в полную негодность. В их числе была названа и «крепость старая деревянная, состоящая на горе, когда я кем построенная неизвестно» (НАРБ, ф. 11, оп. 3, д. 82. л. 15-17 — «Дело о различных строениях казенных, состоящих в городе Верхнеудинске до 24 февраля 1811 года»).

Между прочим, таинственный колодец являлся одной из удивительных местных достопримечательностей, и после сноса крепости некоторые любознательные жители даже пытались его разыскивать (устное сообщение А. П. Трунева). История обрастала легендами и в одном из номеров столичного дореволюционного журнала «Нива» даже была опубликована заметка о подземном ходе, который якобы проходил через гору и дно реки на другую сторону Уды, т.е. в казачью станицу (устное сообщение A.M. Куртика). Однако на самом деле тайный ход к реке так и не был прорыт из-за скального грунта. Остатки его были обнаружены в 1896 году при ломке камня (Минерт Л.К., 19836, с. 228, сн. 70).

Тот же Н.В. Паршин в связи с Свято-Троицкой церковью почему-то описывает историю с ограждением кладбища. Первоначально кладбищенская церковь была обнесена деревянною оградою, которая со временем развалилась. «Постройка тянется несколько лет и едва ли окончится в будущем году» (по дате публикации очерка, речь идет о 1865 годе). «А со времени начала дела о построении новой ограды считают, кажется, лет 12» (т.е. она начата около 1853 года). Однако вышло так, что при сооружении ограды некоторые могилы городского кладбища почему-то оказались за ее пределами. «Если боялись лишних расходов, то перенеси не впоследствии, северную сторону ограды по новому месту и притом на несколько сажен вперед. Все умствования!..» (Паршин Н.В., 2001, с. 30). Поданным Л.K. Минерта, кладбищенскую ограду начали строить с 1857 года. Она представляла деревянные балясины между каменными столбами (Мннерт Л. К., 19836, с. 43).

 

MИТРОП~1VI. Легенды об Арсении Мациевиче

Одной из первых могил на Верхнеудинском Троицком кладбище было захоронение иеромонаха Арсения. Бывший нижегородский иеромонах был сослан за провинности в 1767 году в Нерчинский Успенский монастырь. В 1773 г. его перевели в Селенгинский Свято-Троицкий монастырь, славившейся своими подвальными казематами для провинившихся перед Церковью. По пути, не доезжая Верхнеудинска 5 верст, в районе нынешней Стрелки он скончался 13 июня в возрасте 55 лет (на этом месте позднее поставили часовню во имя иконы «Споручницы грешных»). 14 июня 1773 г. он был отпет на паперти еще деревянной Спасской церкви священником Шергиным и погребен на Троицком общем кладбище. Народная молва почему-то утверждала, что преподобный Арсений и есть бывший Высокопреосвященный митрополит Тобольский и Сибирский Арсений (Мациевич), пострадавший за выступление против секуляризации церковных земель. В часовне были: «… с конца 30 или с 40 годов образ, написанный во весь рост, Святителя Иркутскаго Иннокентия и Преподобнаго Арсения Великаго, поставленный в резном раскрашенном, по местам позолоченном иконостасе. Позже икону с могилы Арсения Великого изъяли из часовни и перенесли в храм. На ее обороте была такая надпись; «В приклад к Троицкой церкви на месте Сем Погребен в 1771 году! смиренный иеромонах Арсений, бывший митрополит Ростовский и Ярославский, и сего достоинства в 1763-м году лишен. Св. образ пр. Арсения Великаго празднуем в день 8 мая — писано в 1815 году «иждивением купца Логина Саватиева Орлова». 8 мая (21 мая по н.ст. -авт.), в день памяти преп. Арсения Великого, в Верхнеудинске обыкновенно совершается заупокойная литургия в Троицкой кладбищенской церкви, и отправляется в усыпальнице Арсения большая панихида. В былые годы заказных обеден по усопшему бывало много, богомольцы стекались в большом количестве и усердно и горячо молились о упокоении в скиниях праведных раба Божия Митрополита Арсения («ИЕВ», 1865, №34, с. 478-479).

«Верхнеудинский старожил купец Орлов объяснял, что многие из городских жителей… в болезнях брали (в прежнее время) с могилы Арсения землю и, разводя в теплой воде, поили ею детей, которыя и выздоравливали. Народное воображение… засвидетельствовало и то, что над могилой Арсения, в ночное время, виднелась горящая свеча» («ИЕВ», 1863, № 37, с. 596).

В 1865 году верхнеудинский краевед Н.В. Паршин сообщал и такой интересный факт: «В начале сороковых годов был у меня один подлинный документ времен Екатерины II, приобретенный в Нерчинске, за подписью генерала Ушакова, в котором кратко прописывались вины Арсения и назначалось ему содержание, но в каком количестве, теперь не помню. Кто-то похитил этот интересный документ, тем более, что им безапелляционно рассеивался возникший в последние годы спор о личности Арсения. Жители же Верхнеудинска облекли Арсения в сан митрополита-страдальца. Тогда как бывшие в моих руках сведения указывают противное» (Паршин Н.В., 2001, с. 30-31).

OLYMPUS DIGITAL CAMERAСудя по старинным фотографиям, часовня Арсения находилась у юго-западного угла Свято-Троицкой каменной церкви.

Сначала над могилой был устроен каменный голбчик (надгробный памятник) с двумя оконцами-нишами по сторонам. Затем вместо него построена богатая каменная пятиглавная часовня, очень напоминающая небольшую церковь. Она была квадратной, занимавшей пространство в длину и ширину не более трех сажень. Внутри могло поместиться до 10-15 человек и один притч. Строителями часовни одни называли верхнеудинского первогильдейного купца Шевелева, другие — такого же купца Ивана Григорьевича Байбородина («ИЕВ», 1865, № 34, с. 477). Последнего «после неоднократных видений горящей свечи на могиле». Впрочем, подобные видения приписывались многим верхнеудинцам.

Что касается часовни во имя иконы Божией Матери «Споручницы грешных» в районе Стрелки у речки Верхней Березовки, воздвигнутой на месте кончины иеромонаха Арсения, то в девятую пятницу по Пасхе (29 мая по ст. стилю в день иконы Божией Матери, именуемой «Споручница грешных») проводился крестный ход с последующим народным гулянием, ибо «в сторону близ часовни, в кустах подле ручья Березовки бывала временная продажа вина, и это вводило многих в искушение» (Из записок Н.В. Паршина). Верхнеудинский краевед Н.Н. Бурлаков в своей поэме о городе писал о часовне такие строки:

А вблизи часовня

В четырех столбах,

И столбы из камня,

И крыльцо в плитах.

Здесь народа сборы

Раз бывают в год:

Спаса и Собора

Вместе Крестный ход.

Праздник здесь Девятой

Пятницы всегда,

Кто за ходом тягой.

Кто конем сюда.

И поют молебен:

Дать земле дождя.

Миру — мир, о хлебе.

Людям в чем нужда.

Теплое моленье.

Отдых суеты…

В коленпреклоненье

Шляпок вид, цветы.

Сотня экипажей

Ждут у городьбы.

Иноверцы даже

Видны средь толпы.

 

(Бурлаков Н.Н., 1996, с. 101-102).

В действительности же Высокопреосвященный митрополит Тобольский и Сибирский, а затем Ростовский и Ярославский, Арсений (Мациевич), выступивший против секуляризации церковных земель и имущества, был низложен в 1763 г. и заточен в крепость в Ревеле (ныне г. Таллинн), где и скончался 28 февраля 1772 года. Погребен в русской Никольской церкви у правого клироса, в приделе Успения Богоматери. В 1922 г. вышло Постановление Святейшего Патриарха Тихона и Св. Синода о восстановлении бывшего Ростовского митрополита Высокопреосвященного Арсения (Мациевича) в митрополичьем достоинстве, снятом с него гражданским судом в царствование и по указу Императрицы Екатерины 2.

 

— Священники Свято-Одигитриевского собора, служившие при Свято-Троицкой кладбищенской церкви

Так как Свято-Троицкая кладбищенская церковь являлась приписной к Верхнеудинскому Свято-Одигитриевскому собору, то своих клириков она не имела, как и собственного прихода. В случаях надобности в ней служили поочередно священники соборной церкви.

Если брать время освящения первого престола — 1816 год то здесь могли служить следующие представители причта Свято-Одпгитриевского собора:

Священники:

Иоанн Евстюгин — протоиерей, служил в 1820-х годах (Ранее в 1817 г. служил в Красноярске).

Иоанн Ержеинн — служил до 1837 г.

Харламлий Симеонов Попов • протоиерей, с 17 июня 1867 г. уволен заштат «по старости и болезненному состоянию» , скончался 27 мая 1874 г.

Иоанн Платонов Никольский — (бурят) — благочинный, служил с 1860 по 1866 гг.

Михаил Георгиев Касаткнн — духовник с 1865 г.; 28 мая 1868 г. Высокопреосвященным Парфением (Поповым), архиепископом Иркутским и Нерчинским, произведен в протоиереи, скончался в 1876 г.

Анатолий Лавровский — служил в конце 1860-х и начале 1870-х гг.

Андрей Иванов Аргентов — служил с 28 августа 1867 г. по 1877 г. Затем переехал в Нижегородскую епархию, занимался краеведением, писал статьи и заметки в «Иркутские Епархиальные Ведомости».

Амфилохий Кузнецов — протоиерей, благочинный с 1877 г.

Иаков Сахаров — служил в 1870-х гг.

Петр Глебов Малышев — служил с 1 июля 1880 г. до дня смерти, последовавшей 26 февраля 1901 г. в возрасте 52 лет, духовник благочиния с 1892 г. Погребен в церковной ограде Свято-Одигитриевского собора.

Стефан Лукин Попов — протоиерей, настоятель в 1890-1900-х гг. (Родился в 1830 г. Рукоположен в 1857 г. 15 июля 1902 г. отмечали юбилей его службы).

Сергий Данилов — служил с 24 июля 1902 г., был уездным наблюдателем церковно-приходских школ (Рукоположен в 1896 г. вместе с Преосвященным свщмч. Ефремом (Кузнецовым), епископом Селенгинским).

Платон Гаврилов Барышевцев — служил с 1903 по 1915 гг.

Федор Виноградов — служил в 1900-х гг., скончал? ся около 1908 г.

Сергей С. Старков — благочинный, служил до 17 сентября 1906 г. С 7 марта 1902 г. законоучитель городского 3 классного училища и женской прогимназии (Рукоположен в 1896 г. вместе с Преосвященным свщмч. Ефремом (Кузнецовым), епископом Селенгинским. С 1920 г. Преосвященный Софроний. епископ Селенгинс-кий),

Иоанн Васильев Карелин — протоиерей, настоятель и благочинный с 1908 г. по 4 февраля 1914 г. Затем согласно прошению ушел заштат. Скончался в 1916 г. (Родился в 1850 г. в Чите. Рукоположен во диакона в 1870 г. В октябре 1907 г. издал брошюру «Сказание о Заудинской Вознесенской церкви»).

Степан Иванов Осоропосгажнын — служил в 1910-х гг.. кандидат богословия, законоучитель воскресной школы.

Иоанн Орлов — служил до своей кончины в 1911 г.

Иннокентий Петров Тяжелов — служил до 1908 г.. верхнеудинский уездный наблюдатель церковао-приход-ских школ до 1917 г. С 1910 г. цо 22 сентября 1911 г. был при Николаевской Елизаветинской церкви. С 22 сентября 1914 г. причислен сверх штата вновь к собору. Награжден 6 мая 1916 г. орденом св. Анны 3-й степени. (Родился в 1875 г. в Забайкальской области (ныне Читаемой). В советское время был чернорабочим. В1930 г. арестован. Скончался в 1946 г. в г. Улан-Удэ и погребен на кладбище в нос. Шишковка).

Сергей Тяжелов — служил сверх штата с 1910 г., законоучитель восьми городских приходских училищ. Скончался в 1914 г.

Гавриил Аркадиев Астатевский — протоиерей, настоятель, благочинный градо-Верхнеудинских церквей с 3 февраля 1914 г. С 22 апреля 1923 г. по 1928 г. — епископ Верхнеудинской обновленческой и с 29 сентября 1928 г. — Бурят-Монгольской обновленческой епархии. В1930 г. арестовав.

Афанасий Стуков — протоиерей, настоятель с ноября 1916 г. Награжден 6 мая 1916 г. орденом св. Айны 2-й степени. Ранее в Чите — председатель Забайкальского Ревизионного Комитета.

Николай Николаев Титов — служил сверх штата с 2 сентября 1916 г.. был иереем в 715 пешей дружине г. Верхнеудинска.

Гавриил (Мжкутев) — архиепископ Прибайкальский в 1920-х гг.. председатель Церковного Епархиального Управления.

 

Диаконы:

Аятюштр Малов — служил до сентября 1867 г.

Николай Петров Тюткжов — служил в 1870-х гг.

Александр Антонов Лавровский — служил в 1890-x it.

Николай Пляскнн — служил в 1900-х гг.

Константин Даурков — служил до июля 1907 г. Согласно его ходатайству указом Св. Синода от 24 июля 1907 г. за №8478 священнический сан снят.

Василий Алексеев Корнаков — служил с мая 1907 по 1910 it.

Георгин Алексеев Рубцов — служил на должности псаломщика до 27 мая 1911 г.

Гавриил Арнольд — служил в 1910г.

Алексей Спасский — служил до 13 июня 1911 г.

Афанасий Литвинцев — служил до 25 октября 1911г.

Павел Александров Нифонтов (бурят) — служил до 20 ноября 1912 г.. затем увален заштэт. Скончался 17 ноября 1914 г.

Григорий Тихонов Аргоков — служил с 20 ноября 1912 г. по 22 сентября 1913 г., затем рукоположен во священника и переведен в Читинский округ.

Николай Ермилов — служил на должности псаломщика с 19 сентября 1913 г. С 24 сентября 1913 г. переведен в Томскую епархию.

Георгий Комаров — служил на должности псалом-щикас 1 января 1914 по 1915 годы. Был исполняющим обязанности делопроизводителя Читинского отделения Епархиального Училищного Совета. Много писал заметок в «Забайкальских Епархиальных Ведомостях»,

Церковпослужители:

Стефан Савватеев — дьячок с 1860-х по 1880-е годы.

Андрей Кузнецов — пономарь до 28 сентября 1864 г.

Леонид Громов — дьячок с 20 ноября 1864 г.; с 21 февраля 1865 г. удаляется от должности.

Прокопий Рещиков — пономарь с 31 мая 1865 г. до 1880 г.

Афанасий Михайлов Иванов — псаломщик с 1873 г. до 1 августа 1878 г.

Афанасий Бурлаков — псаломщик в 1870-е гг.

Константин Титов — псаломщик с 1877 г.

Николай Петров Гирченко — псаломщик с 1907 г. по 1910 г.

Стефан Балясников — псаломщик с 14 февраля 1914 г.

Симеон Куклин — псаломщик с 21 октября 1913 г., был регентом и учителем пения. 26 ноября 1914 г. отчислен от должности.

Василий Сергеев — псаломщик с 3 апреля 1915 г.

Церковные старосты:

Петр Иванов Кулаков — купец 2-й гильдии, с 1 августа 1861 г. no 1 января 1864 г.

Петр Дмитриев Лосев — купец 1-й гильдии, с 1 января 1867 г. В его доме неоднократно останавливались Высокопреосвященные архиепископы Иркутские и Нерчннскне.

Петр Фролов — купец 1-ой гильдии, с 1870 г. по 1872 г.

Георгий Галашев — крестьянин, подрядчик казны по перемолу хлеба. В 1910 г. скрылся за границу с церковными деньгами в сумме 2870 рублей, долгом ннтен-дантству 20 900 рублей и частным лицам 53 300 рублей («ЗЕВ», 1910, №10-11, с. 324).

Евтихий Кириллов Арсентьев — крестьянин, в 1910 — 1913 гг.

Григорий Андреев Цветаев — директор реального училища, в 1915-1917 гг.

 

VIII. Репрессии против священнослужителей

В 1930-1931 годах для Свято-Троицкой кладбищенской церкви наступили тяжелые времена. Дело в том, что почти все священники были арестованы по сфальсифицированному обвинению в контрреволюционной деятельности, как гласят протоколы допросов. По всей вероятности, на этом примере органы НКВД планировали провести ряд громких процессов о якобы вооруженном выступлении против советской власти, а непосредственное участие в ней священнослужителей Свято-Троицкой церкви Верхнеудинска явилось бы хорошим поводом для массовых репрессий и гонений православия в Бурятии. К тому же НКВД не давала покоя прихожанка храма Мария Дмитриевна Кулакова, неоднократно обращавшаяся с жалобами во все органы власти, в том числе к М.И. Калинину.

Это «вооруженное выступление» в фантазии чекистов должно было начаться в 1931 году перекрытием железнодорожного сообщения на Транссибе между ст. Мы-совой и ст. Верхнеудинском отрядом повстанцев из 450 человек, при поддержке резерва до 1000 человек. В состав руководящего ядра «банды» входил церковный староста Спесивцев (Шмулевпч М.М., 1982, с. 48-49). На их флаге красовался образ Михаила Архангела, лозунги были различными по содержанию: «Не трогать коммунистов и комсомольцев, не оказывающих сопротивления», «Долой Советскую власть», «Все партии легально», «За президента и республику».

В результате обвинений в попытке государственного переворота все священники Свято-Троицкой церкви, наряду с другими, были подвергнуты жесточайшим пыткам. Так, диаконы церкви Захарий Иоакиифович Мороков и Дмитрий Алексеевич Зуйков, не выдержав сроков следствия, умерли до суда, а Василий Поликарпович Перфильев был доведен до тихого помешательства, когда следователь рвал на нем бороду, спалив ее, колотил его головой об стенку. Настоятель церкви Василий Николаевич Яковлев был посажен в тюрьму со своей женою Верой Ивановной (Митыпова Г.С., 1997, с. 82-83).

Тем не менее Свято-Троицкий храм продолжал действовать н тогда, когда к 1932 году по Бурятии практически были закрыты все православные храмы в городах и селениях. Функционировал он еще долго, вплоть до 1940 года, поскольку сюда перешли священнослужители и приходы других упраздненных церквей города.

IX. Проведение служб до 1940 года

После закрытия в 1929 году Свято-Однгитриевского кафедрального собора богослужения перенесли в Свято-Троицкую церковь, хотя архивные документы свидетельствуют, что уже к 1924 году при ней существовала Спасская религиозная община. Имеется справка административного управления и милиции БМАССР церковноприходскому Совету о разрешении проведения крестного хода на р. Уду (близ Удинского моста) на 14 августа 1924 года в 11 часов дня (НАРБ, ф. Р-248, оп. 3, д. 215, л. 133). В Письме ЦИК БМАССР в организационное управление ВЦИК РСФСР от 26 июля 1925 года среди 4 функционирующих церквей г. Верхнеудинска названа и Свято-Троицко-Кладбищенская, принадлежавшая «староцерковцам» (т.е. идейным последователям Святейшего Патриарха Тихона). «Точных сведений о численности прихожан при Троицко-Кладбищенской церкви (староцерковцев), по сообщению Церковпого совета православной общины, определенно дать невозможно, посещающих же собрания общие — 484 чел., не считая семейств, также принадлежащих к староцерковцам, а общая посещаемость этого храма молящимися в большие праздники доходит до 3000 чел.» (НАРБ, ф. Р-248, on. 1, д. 126, л. 117).

Имеется интересное описание одного из крестных ходов прихожан Свято-Троицкой церкви, привлекшее вш-мание верхнеудинских властей.

«14 апреля 1930, № 076. Секретно. Начальнику Верхнеудинской Гормилиции. Ввиду предстоящих дней празднования религиозными объединениями в г. Верхнеудинске дней пасхи, коями в ночь с 19 на 20 апреля с.г. в пользуемых ими молитвенных зданиях культа: Троицком на кладбище, Спасском по Калининской ул. и Михаиле-Архангельском в пос. Зауда имеют быть совершены ночные богослужения с крестными ходами при иллюминации, где обычно при массовом скоплении допускаются хулиганства, сопровождающиеся выстрелами, как вокруг зданий культа, так и по городу, по этому предлагаю на указанное выше время установить для порядка наружное наблюдение из милиционеров в частном платье и в случае обнаружения виновных лиц в нарушении тишины и спокойствия привлечь к ответственности в установленном порядке. В случае обращения к Вам религиозных объединений оказании содействия для порядка внутри здания культа, то в таковых ходатайствах следует отказать, причем сотрудники милиции и Угрозыска, выделенные для наблюдения за порядком, заходить внутрь здания культа в форме в вооруженном виде не должны, а могут только в частном платье. Начальник АУ СНК Антонов» (НАРБ, ф. Р-248, оп.З.д. 50, л. 150).

Из священников того времени известен Димитрий Алексеевич Зуйков, служивший с 1934 года. В1937 году он был арестован якобы за антисоветскую агитацию среди верующих. Он скончался в тюрьме до суда.

Службы в храме проводились вплоть до 1940 года. Это была последняя церковь в городе и республике, закрытая Постановлениями Улан-Удэнского городского совета депутатов трудящихся и Президиума Верховного Совета БМАССР.

 

X. Активная жизненная позиция Свято-Троицкой общины верующих

Члены общины верующих Свято-Троицкой кладбищенской церкви были едва ли ни единственной общественной организацией, которая выразила свой протест на незаконные действия органов власти в отношении религиозных обществ города Верхнеудинска. 15 декабря 1930 года ЦИК БМАССР даже давал Президиуму ВЦИК СССР разъяааениё о причинах общественного недовольства. По их докладу видно, что община Свято-Троицкой церкви ставила в вину городской н республиканской власти следующие нарушения:

1. Незаконное закрытие и ликвидация некоторых молитвенных зданий религиозного культа и их бездействие (разрушение);

2. Предполагаемое очередное изъятие из пользования верующих и закрытие оставшихся зданий Свято-Троицкого и Свято-Михаило-Архангельского храмов, находящихся в пользовании обществ верующих; 3. Изъятие со всех молитвенных зданий колоколов (община ходатайствовала о возвращении колоколов, снятых со Свято-Троицкого и Свято-Михаило-Архангельского храмов).

Ответ властей на данную жалобу, видимо, направленную верующими Свято-Троицкого храма во ВЦИК СССР, представляет оправдание по поводу допущенных нарушений прав человека и свободы вероисповедания. В отношении же предполагаемого закрытия кладбищенской церкви и Свято-Михаило-Архангельского храма говорилось. что их ликвидации не было и не предвидится. «За неимением у себя в пользовании здания храма… Спасское общество верующих присоединилось к Троицкому обществу верующих (староцерковцев) при Тронцко-Кладбищенском храме, каковым совместно пользуются до сего времени… Между тем, Спасское и Троицкое общества (староцерковцы) насчитывают в своем составе всего 250 членов, которые совершенно свободно вмещаются в здание Троицкого храма, так как таковое может вместить в себя 500 чел. молящихся. Что касается изъятие колоколов (в т.ч. с Троицкой церкви), то оно было осуществлено по постановлению Верхнеудинского горсовета вследствие требования трудящихся масс всего населения города и с согласия обществ верующих в соответствия с циркулярным предложением Совета Народных Комиссаров РСФСР от 14 ноября 1930 г, за Ц129.877, причем жалоб со стороны обществ верующих и их представителей, принимавших участие в комиссии по изъятию колоколов не было, что и было отмечено в актах комиссии». Жалоба была только одна — коллективная от имени 9 граждан верующих, членов Свято-Троицкого общества староцерковцев. Тем не менее ЦИК БМАССР жалобу их считает «неправильной, незаконной и не подлежащей удовлетворению» (НАРБ, ф. Р-248, on. 3, д. 112. л. 3-4). Всего же переписка с Москвой по поводу данной жалобы составила целое дело на 25 листах (НАРБ, ф. Р-248, он. 3. д. 112, лл. 5-17).

XI. Закрытие храма

История закрытия Свято-Троицкого храма — последнего в г. Улан-Удэ н республике — орошо изложена в Постановлении Президиума Верховного Совета БМАССР от 27 мая 1940 гада. Мы считаем небезынтересным привести этот текст полностью, чтобы современные граждане видели, как подобные деяния свершались на практике в отношении пой и других православных церквей:

«Президиум Верховного Совета Бурят-Монгольской АССР отмечает неоднократные в течение последних двух лет ходатайства общих собраний рабочих и служащих учреждений, предприятий и общественных организаций г. Улан-Удэ о закрытии православной (кладбищенской) Троицкой церкви в г. Улан-Удэ, так как здание ее рационально не используется, ибо количество верующих, посещающих эту церковь для удовлетворения религиозных жлребьостей. значительно умеиыиилось: только за 1940 г. внесено 62 решения с участием граждан, 5163 чел.

Президиум отмечает, что Религиозное общество православной Троицкой церкви в г. Улан-Удэ не был регистрировано в порядке, установленном постановлением ВЦИК и СНК от 8 апреля 1929 г. «О религиозных объединениях» с последующим изменением, принятым ВЦИК и СНК от 1 января 1932 г., вследствие чего, руководствуясь ст. 34 и 35 указанного постановления, исполкомом Улан-Удэнского городского совета депутатов трудящихся было вывешепо 21 апреля 1940 г. объявление на дверях молитвенного здания с условиями, предусмотренными ст. 27-33 поименованного постановления, но по ирошесгвии недели со времени объявления поступило только 9 заявлений граждан, желающих взять на указанных основаниях в пользование для удовлетворения своих религиозных потребностей здание и имущество культа, руководствуясь ст. 35 постановления ВЦИК и СНК от 8 апреля 1929 г., исполком Улан-Удэнского городского совета депутатов трудящихся 10 мая 1940 г. вынес решение о закрытии православной Троицкой церкви в г. Улан-Удэ. В силу изложенного, президиум Верховного Совета БМАССР постановляет.

1. Решение исполкома Улан-Удэнского городского совета депутатов трудящихся «О закрытии православной (кладбищенской) Троицкой церкви в г. Улан-Удэ» утвердить.

2. Православную Троицкую церковь в г. Улан-Удэ закрыть, а здание передать исполкому Улан-Удэнского городского совета депутатов трудящихся для использования под культурные нужды.

Председатель Президиума

Верховного Совета БМАССР И.Б. Борсоев

И. о. секретаря Президиума

Верховного Совета БМАССР Г. Красонский

(НАРБ, ф. Р-248, on. 3. д. 163, л. 238-239).

Х1. Возрождение и современное состояние Свято-Троицкого храма

После закрытия в 1940 году в церкви вначале находился склад кинопроката. Затем после переоборудования кладбища под горсад к алтарю храма пристроили танцплощадку. Потом планировали создать музей архитектуры г. Улан-Удэ, но идею не осуществили, и здание осталось в бесхозном состоянии, которое стало быстро превращаться в руины. Их спасению не помогло даже постановление № 379 от 29 сентября 1971 г. Совета Министров Бурятской АССР, согласно которому храм был принят на государственную охрану.

С весны 1988 года члены православно-патриотической общины «Спасение» (Балков Ю.К., Вершинин С.В. и другие) совместно с Бурятским отделением Всероссийского общества памятников истории и культуры (Жале* раев А.Д.) и Научно-Производственным Центром охраны и использования памятников истории и культуры (Пстунова II. А.) начали ремонтные и реставрационные работы. Постановлением Совета Министров Бурятской АССР за № в от 18 января 1988 г. и приказом по Министерству культуры РВ за № 137 от 15 июня 1991 г. храм передай Русской Православной Церкви. Распоряжением мэра г. Улан-Удэ В.А. Шаповалова территория городского сада (бывшего кладбища) в 1996 году была передана Свято-Троицкому храму.

«Первое богослужение было проведено 28 декабря 1991 г., тогда же освятили северный придел Покрова Божисй Матери. Первый двухметровый крест установлен на храме в 1992 г. в канун Пасхи. Первый благостный звон девяти колоколов улапудащы услышали 14 сентября 1994 г.» («Правда Бурятии», 19 апреля 1995 г.).

foto209 декабря 2000 года в день памяти святителя Иннокентия Иркутского управляющий Читинской и Забайкальской епархией Прсосвящеинейший епископ Евста-фий освятил полным архиерейским чином придел в честь этого святителя в Свято-Троицком храме. Это было, между прочим, первое освящение церкви полным чином в Бурятии за многие последние десятилетия («Троицкое слово Забайкалья», 2001, № 1, с. 7). 28 июля 2001 года Преосвященнейший Евстафий совершил освящение престола Покровского придела («Троицкое слово Забайкалья», 2002, N 2, с. 4). А 2 марта 2002 года Преосвященнейший Евстафий совершил Великое освящение Троицкого придела, так что сегодня Свято-Троицкий храм имеет три придела, освященных полным архиерейским чином.

ХШ. Самостоятельные священники Свято-Троицкой церкви

После закрыли в 1929 г. Свято-Одигитриевского кафедрального собора богослужения начали проводиться при Свято-Троицкой церкви вплоть до ее закрытия в 1940 году. После передачи 18 января 1988 года здания храма РПЦ первое богослужение проведено 28 декабря 1991 года. С этого времени в ее клир входили

Священники:

Димитрий Алексеевич Зуйков — служил с 1934 г. В 1937 г. арестован за «антисоветскую» агитацию среди верующих. Скончался от пыток в тюрьме.

Василий Перфильев — служил в 1930-х гг. После ареста и пыток доведен до тихого помешательства.

Василий Яковлев — настоятель церкви в 1930-х гг. Арестован вместе с женой.

Игорь Ашотович Арзуманов — с 1 декабря 1991 г. клирик, с 15 сентября 1992 г. настоятель, с 29 марта 1994 г. благочинный Бурятского округа, с января 1998 г. переведен в г. Читу (Родился в 1960 г. Рукоположен в 1990 г.).

Виктор Михайлович Смольников — клирик с 16 мая 1994 г. по 23 сентября 199-1 г. (Рукоположен в 1994 г.). Игорь Альбертович Грубось — клирик с 5 декабря 1994 г. по 26 мая 1995 г. и с 1 октября 1999 г. (Родился 22 мая 1966 г. Рукоположен 4 декабря 1991 г.).

Евгений Валерьевич Седунов — клирик с 13 ноября 1995 г. по 1 февраля 1998 г. (Родился в 1970 г. Рукоположен 14 октября 1995 г.).

Евгений Семенович Котельников — клирик с 1 июня 1997 г. по 1 января 1998 г. (Рукоположен в 1997 г.). Олег Владимирович Матвеев — благочинный Бурятского округа, настоятель с 1 февраля 1998 г. по I марта 2000 г. (Родился 5 ноября 1960 г. Рукоположен II мая 1995 г.).

Александр Герольдович Барашкин — клирик с 1 января 1998 г. по 15 февраля 1998 г. (Родился 3 марта 1972 г. Рукоположен 4 декабря 1997 г.).

Михаил Юрьевич Литвинов — клирик с 2 февраля 1998 г. по 8 июня 2000 г. (Родился 10 марта 1974 г. Рукоположен 1 февраля 1998 г.).

Евгений Александрович Фомин — клирик с 1 апреля 1998 г. по 1 июня 1998 г. и с 16 февраля 2000 г. (Родился 21 апреля 1975 г. Рукоположен 8 февраля 1998 г.).

Владимир Васильевич Агафонов — клирик по совместительству с 1 ноября 1998 г.. штатный клирик с 1 июня 1999 г. по 15 августа 1999 г. (Родился 19 апреля 1965 г. Рукоположен 12 ноября 1995 г.).

Илья Владимирович Кизарев — клирик с 1 июня 1999 г. по 1 октября 1999 г. (Родился 20 мая 1971 г. Рукоположен 2 августа 1996 г.).

Алексей Владимирович Антонов — клирик с 1 октября 1999 г. по 9 декабря 1999 г. (Рукоположен 26 сентября 1999 г.).

Евгений Николаевич Старцев — клнрик с 1 июня 1998 г. по 1 нюня 1999 г. Настоятель церкви с 13 марта

2000 г. (Родился 7 октября 1962 г. в г. Улан-Удэ. В 1985 г. закончил ВСТИ, электротехнический факультет. Работал в системе Бурятэнерго. Рукоположен 8 февраля 1998 г.).

Диаконы:

Захарий Мороков — служил в 1930-х гг. Арестован в 1937 г., умер от пыток в тюрьме.

Геннадий Васильевич Шушаков — служил с 17 августа 1995 г. по 1 февраля 1996 г. и с 6 мая 1996 г. по 14 января 1997 г.

Церковные старосты: Спесивцев — в 1930-х гг.

Сергей Валерьевич Вершинин — с 1991 г. по 1998 г. Олег Владимирович Матвеев — благочинный иерей, с 1998 г. по 1 марта 2000 г.

Евгении Николаевич Старцев — настоятель, с 13 марта 2000 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *